Наш WhatsApp номер +447448355330
ингушетия карта

Ингуши и чеченцы – «один народ, один язык»?

Ингуши и чеченцы – «один народ, один язык»?Нередко приходится слышать и читать приведённое в заголовке ложное утверждение. Как правило, используется оно людьми, которые ни лингвистами, ни этнографами не являются. Более того, эти люди даже не читают книги научного или научно-популярного характера по соответствующим дисциплинам. Тем не менее, они навязывают нам своё субъективное, не соответствующее действительности мнение. Начнём разбор этого выражения с того, что обратимся к данным исторической науки. Изначально не было ни ингушского, ни чеченского народа. Был конгломерат племён, занимавших некогда обширные территории на Кавказе и на Ближнем Востоке. Это – доказанный минимум. Есть косвенные свидетельства того, что предки нахских народов занимали и иные территории. Но я не буду очень уж углубляться в прошлые тысячелетия. Ко времени завоевания Кавказа Россией вайнахи жили почти на тех же землях, что и сейчас. Речь вайнахов изменялась от общества к обществу постепенно, не было резких различий в речи соседей. Исключение составляли только нохчий, чьи предки пришли на Северный Кавказ из Закавказья (см.: http://nohchalla.com/index.php/index/82/645) и чеберлоевцы. Их речь значительно отличалась и отличается от ингушского языка и диалектов других вайнахских племён. В книге И. А. Арсаханова «Чеченская диалектология» есть таблица, где сравниваются вайнахские языки и диалекты. Большая часть «чеченских» диалектов имеет больше сходных черт с ингушским языком, чем с чеченским литературным языком. Фактически часть ингушских по языку племён была искусственно чеченизирована. И если винить Россию в том, что она искусственно создала какую-то из вайнахских наций (не без помощи аварца Шамиля), то речь должна идти о чеченцах. В лингвистической науке нет чёткого критерия для разделения понятий «язык» и «диалект», поэтому решающим в данном вопросе является этническое самосознание. Если определённая этническая группа считает себя отдельным народом, то и речь этих людей признаётся отдельным «языком». Например, украинцы считают себя отдельным от русских народом. Но не всё так просто. Например, мингрелы, чья речь признана одним из картвельских языков, являются частью грузинской нации. Всё это складывается исторически, и – я повторюсь – важнейшим фактором является наличие особого этнического самосознания. Иногда некоторые заявляют, что если язык не имеет диалектного членения, то это не язык, а диалект. Но выше я уже писал, что с чисто лингвистической точки зрения, многие «чеченские» диалекты являются ингушскими. Особым фактором, явлением, реальностью, является разница в менталитете. Ингуши и чеченцы различаются: 1. Отношением к женщине и браку. У ингушей всё строже. 2. Отношением к праздникам и расходам на родственников. У ингушей траты больше, просто сравните окончание уразы. 3. Отношением к оружию и мести. У ингушей – жёстче. 4. Отношением к тайпу. У ингушей практически нет внетайповых семей. У чеченцев тайповые отношения слабее. 5. Отношением к учёбе, чтению. Как правило, процент образованных у ингушей всегда выше. 6. Отношением к развлечениям. У чеченцев они всегда были распространены больше. 7. Умением торговать. Чеченцы умеют торговать, ингуши – слабые торговцы. 8. Демократичностью. У ингушей, как правило, не принято считать кого-либо «выше» себя в обществе. Все равны друг другу. Только в последние десятилетия усилиями родственников глав РИ народу стало внушаться холуйство. Главу РИ именуют «царём». Но это временное и слабо, в сравнении с Чечнёй, распространённое явление. Всё перечисленное не делает кого-то лучше или хуже. Это просто свидетельство того, что мы – разные. Мы – два народа, а не один.

79 comments

  1. Назрань

    Правильнее будет сказать Два братских народа тем более это не противоречит исламу а на оборот укрепляет братства. А не один народ как некоторые манипулируют и злоупотребляют этим термином когда им это выгодно в корыстных целях.

    • Бешпемек

      С тех пор, как колонию РИ возглавил осетинский генерал ГРУ юрка, идёт “аланизация” (ползучая осетинизация) ингушей.
      К тому же среди ингушей есть оргромная пятая колонна – ингушизированные осетины из беглых осетинских рабов (кавдасардов), переметнувшихся от своих грозных алдаров ещё в 18-19 в.в.

    • Бешпемек

      Грозный.Война.12/1994 год. ТВ интервью начальника генштаба Масхадова.
      http://www.youtube.com/watch?v=XhfxhWItr6E

    • Саммми умммни

      ингуши ничо общего с чиченами не имет
      ингуш састойт из осытын, грзен, кабарденцев, дагистнцов и ишшо многа др. племён.
      —-
      -а чичен – савсем другой табак.

      • А ты ничего общего не имеешь с человечечтвом. Потому что ты безмозглый ИШАК!!!

    • Вайнах

      Вайнахи – Один народ и это несомненно. Вернее сказать вайнахи- это остатки некогда великого народа который занимал огромную территорию от Ближнего востока до Дона. Отличительной особенностью этого народа было категорическое неприятие Авторитарного и тем более тоталитарного Государства, вплоть до того что пожелавшего захватить власть лищали жизни. Поэтому этот народ называли Хурриты- Свободные в переводе с арабского и иврито-идиша. Частью эти племена были вытеснены империями с юга на север, особенно Персами и Османами, частью были ассимилированы в новые нации и народы, часть мигрировала через территорию нынешней Украины в Европу и известны под именем Галлы. С образованием новой империи на севере- Российской – Вайнахи были загнаны на нынешнюю территорию и пути естественной миграции отрезаны. Затем при помощи своего агента Шамиля русские расправились с остатками вайнахов которые до Кавказской войны в 18 веке жили до Каспийского моря и на север до Дона. Затем остатки этого народа кордоном казачьих станиц были разделены на две части под названиями чеченцы и ингуши. Вот вкратце история. Осталось стравить эти остатки между собой через недалеких патриотов- горлопанов, которым очень понравились данные колонизаторами клички, и закрыть вопрос о самом древнем народе пророка Ноя навсегда.

    • ВЫ мыслите не правильно Мы один народ и Нам необходимо создать единое государство а каждая територия где компактно проживали те или иные тукумы и шахары эти територи назвать ихними Именами столицу пенести в Сунженскии раион Грозныи и Магас будут только дополнять наше единство а детали можно обозначить. и ешо скажу всем ВАИНАХАМ пока мы не обеденимся Мы так и будем натыкатся на рдни и теже грабли и все больнее получать удары от которых Нам приходится долго залечивать Ранны Да поможет Нам Всевыщнии ОРСТХО

    • Ну ты в любом случае не относишся не к чеченцам и ингушам,даже на брата не тянешь-ты скорее всего осетин в седьмом колене

  2. ИМБАДИ

    Мы один народ и ДНК генеалогия это подтверждает. Кто автор этой статейки???

    • Джейрах

      Мы все братья по Адаму, наш отец Адам. Теперь давай доказывай что мы с евреями и арабами одной нации. “ДНК генеалогия это подтверждает”

  3. Хорошая статья, ингуши – ингуши, а чеченцы-чеченцы, мы никогда не были одним народом и не будем. Мы братья по вере, но не один народ, зачем лгать, побойтесь Аллаха и не говорите что мы один народ.

    • А ты ингуш?? Я сомневаюсь и думаю что ты “Ардабон”.Правильно?

  4. Да, глубокомысленная статья доводы хоть стой, хоть падай.особенно резюме”Всё перечисленное не делает кого-то лучше или хуже”
    Вей Дяж оалаж ханнад, ал базам бол чун дик дар ийшадац, ал базам бол чун му дар ийшадац.

  5. Джейрах

    Мы были один народ. Но после октября 1992 г. я понял что мы разные народы. А то что ингуши поддерживали чеченцев – факт, но ингуши поддерживают и грузин. Чечнцы нас никогда не поддерживают. Заключают союзы с нашими кровными врагами.
    https://www.youtube.com/watch?v=jFg3ZwT8tqM

  6. Хорошая статья. Мы имеем веские отличия, кто бы что не говорил. Все верно написано. Мы все когда-то ваинахские племена, а потому родные друг другу. Но у каждого при этом имеется нечто свое, личное. Менталитет, характер, подход к чему-то и тд.
    А умнику сулиману орцуевы скажу одно, ингушеи всегда знали и знают, вспомни толъко Дикую дивизию. И тд.

  7. Махмад Ал

    Замсаг, у ингушей никогда не было царей и вообще сословий. Наши выборные органы управляли ингушами. Ты этого не понимаешь потому что в Чечне вы любите сильного вожака во главе будь то имам Шамиль, Дудаев или Кадыров. А мы хотим достойных представителей от всех тэйпов которы разрешали бы наши проблемы. И сейчас ими стали Чумаков, Цечоев, Албаков, Хазбиев и т.д. Вы этого не принимаете. Да мы живем хуже чем другие регионы но не значит что мы не нация.

  8. Махмад Ал

    В 1994 г Грозный держался 3 месяца. Западная групировка опоздала на штурм Грозного на пол месяца. В 1999 г мы не принимали участия в обороне Грозного из за ваших понтов 1996-1999. Поинтересуйся сколько продержался Грозный в 1999 великий чеченец.

    • Хамзат

      Ты для начала скажи сколька держалась ингушетия против осетин

  9. Цоринец

    Не хочу обидеть автора, но он пытается представить своё простое обывательское, неподкрепленное никакими научныеми аргументами мнение как некий научный труд. В начале статьи он негодует, что некоторые “навязывают нам своё субъективное, не соответствующее действительности мнение.” Но потом сам же в своей статьи пытается субьектное мнение представить как научную гепотизу. Я вот ингуш и считаю, что ингуши и чеченцы говорят на двух диалектов одного языка т.к. стпень взаимопонимания, в общем, очень близкая, а если народности друг друга понимают, то они говорят, по сути, на одном языке. А как правило ингуши и чеченцы зачастую понимают друг друга, и лишь редко когда возникают проблемы взаимопонимания. Другой пример американцы и англичане, которые, как и вайнахи понимая друг друга и редко когда не понимая друг друга, говорят на одном языке в разных вариантах, но с точки зрения лингвистики это один язык. Нет никаких сомнений, что чеченцы и ингуши говорят на одном языке, представленный в разных диалектов. На счёт вопроса один ли мы народ или два? То тут тоже автор поспешил сделать категоричный вывод, не считаясь с мнением других людей. Во-первых вайнахов почти одна гаплогруппа, потом одни и те же тейпы, а в первую очередь орстхой, потом цхьорой, евлой, которые среди чеченцев тоже немало. Чеченские шатоевцы и ингуши кокорхоевцы произошли от одного предка 600 лет наза . Также чеченцы ч1инхой и ингуши оздой тоже имею единое происхождение и многие другие примеры. А на счёт менталитета, то это не серьёзный аргумент т.к. в среде одного народа в разных частях его проживания менталитет может быть совершенно разным, но это не значит, что изза этого народ не будет считаться единым. Так что, аргументов намного больше в пользу мнения того, что мы ингуши и чеченцы один народ. Но опять же это мое мнение с которым согласятся немало ингушей и чеченцев, хотя противников такого мнения может быть больше.

    • Оарстхо

      Брат, насчёт языков, советую тебе почитать исследования лингвистов на эту тему.

  10. Оарстхо

    Нащёл на вайнахском форуме, кто-то написал там это. Это глинянная табличка, про которую там говорят давно про нёё слышал, но думал это всего лишь вымысел, а тут даже номер экспоната есть, короче читайте.

  11. Оарстхо

    Согласно некотрых ваших высказываний Г1АЛГАЙ ” созданы” на этой земле с 1917 года. Я предчувствую , что скоро такое высказывание будет место иметь быть. Я никогда не вмешивался, если другие народности говорили о своем происхождении. Это их дело. Если кто-то желает быть происшедшим от обезьяны, в процессе дарвиновской эволюции–то это дело этого народа. НО… когда затрагивают историю МОЕГО НАРОДА люди со стороны, и полностью ее искажают–НЕ МОГУ НА ЭТО СМОТРЕТЬ РАВНОДУШНО.
    Каждый человек должен свое высказывание аргументировать. Любое высказывание по истории народа должно иметь первоисточник. Если высказывание ученного или писателя основано на предыдуших высказываниях–то это искажение истории. Любой ингушский тейп ведет учет своих предков. Слово ТЕЙ-ПА, означающее нить-предков, полностью отсутствуют в чеченской действительности. У чеченцев есть понятие Ц1-АРА МИЧА ВУ ХЬО ( дословно ” дом откуда ты пришел кто ты есть?)
    Об упоминании Г1АЛГАЙ в древних трудах. Если у кого-то есть возможность, поезжайте в Германию, в музей Vorderasiatisches Museum (VAM), попросите показать глинянную табличку Museum no. VAT 16941 + VAT 17656 датируемую Period Uruk III (ca. 3200-3000 BC) и прочтите ( если вы знаете ингушский язык..) происхождение Г1АЛГАЙ
    “””” ШЕЙ КОВ КЕЛЛА, ШЕЙ ДИ КЕЛЛА, Г1ал-Га ( свое государство создавшие, свою веру создавшие, древа божественного-листья)..
    В разных музеях мира, относяшиеся к периоду 3200 года до нашей эры имеется 23 таблички., а более позднего периода– их ТЫСЯЧИ! ( я ВООБЩЕ не рассматриваю источники после рождества Христова)
    ДВА МИЛЛИОНА ТРИСТА ТЫСЯЧ документов-первоисточников имеется в музеях мира, читаемых на языке моего народа!
    ВСЕ они датируются периодом 3250-960 года до нашей эры!
    ОНИ НЕ СКРЫТЫ, НЕ СЕКРЕТНЫ И ИМЕЮТСЯ В ОТКРЫТЫХ ИЗДАНИЯХ И РЕСУРСАХ.
    Если чеченцев интересует происхождение их–пусть обратятся к ПЕРВОСТОЧНИКАМ.
    ОНИ узнают, что значит ИТ-умма (Происхождение села Итум-Кале, Узнают про фараона, Про Нил (на языке моего народа река называется Ни (корыто, русло, река) ибо вода–это Хи)) Узнают какие племена назывались– Них-ше.
    12 домов вместе с Ноем вышли из ШАМАХИ. ( Пушкин А.С знал историю своего АППИ -народа, и восхищался ШАМАХАНСКОЮ ЦАРИЦЕЙ (это -промеждупрочим)))
    Высадились они в “ДЖЕМЕТА” это место сейчас называется АНАПА
    С собой Ной забрал останки АБИ–прародителя всего человечества.
    Останки эти покоятся на холме–АБИ-ГУ!
    Среди этих семей есть Г1АЛГА ЭЛ-ЭЛИ
    Г1АЛГА АККИ Что жили в р-не Села Ларс
    Г1АЛГА Г1АЛ-МИ ( что жили на реке Г1АЛМИ (КОМБИЛЕЕВКА).
    и еще 9 семей……Они указаны в этих табличках!
    Упоминание об АДАМЕ–Чистый вымысел! Не было Адама. Были Удамаш–люди.
    НАЙДИТЕ МНЕ УПОМИНАНИЕ ШАШЕНОВ, НИх-ШЕ, ИШКОР, НУХЧИ, или НОХЧИ в этом списке—…………………………… Их нет, и на это момент их не было ВООБЩЕ.
    Я не хочу здесь писать историю происхождения братского нам по духу чеченского народа, надеюсь, что у них есть люди, способные прочесть эти артефакты.
    Я знаю, я своими ушами слышал от старика Джабраила из Алхан кала ( он был лучшим другом моего деда, еще с Казахстана, ..и помнил времена царских приставов, с которым у него в молодости были проблемы..) историю происхождение чеченцев–ясов ( в табличке они именуются СА-ЯССА-Я УММА, чтобы вы поняли смысл ” ВАЙ ЛУЖ -ОЛ: САМОЛЕТ А1-ЯССАй (мы так в разговоре говорим–самолет спустился с небес)
    Все ученные, переводившие эти таблички, урартские надписи– наше выражение ЛУЖ-ОЛ (LUGAL) — трактуют как КНЯЗЬ, хотя это чисто ингушское выражение ” мы говорим” типа-Б1АГА ЛУЖ ОЛ ( устами говорим)
    Я ОЧЕНЬ ПРОШУ : ОСТАВЬТЬЕ ИСТОРИЮ МОЕГО НАРОДА В ПОКОЕ! ПОВЕРЬТЕ МНЕ – В КАЖДОМ ИНГУШСКОМ ТЕЙПЕ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК, ЗНАЮЩИЙ ИСТОРИЮ МОЕГО НАРОДА, ЗНАЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ЭТИ ТАБЛИЧЕК
    НЕ ПРИШЛО ВРЕМЯ ЧТО-БЫ ПРЕДАТЬ ИХ ОГЛАСКЕ.

    • Ты бы не мог бы пояснить об Итум Кали?

      • Итум кале – это искажённое на русский лад название чеченского села Итон кхел. Итон имя собственное. В переводе с чеченского: ” крепость Итона”. Перевожу для тех, кто не понимает чеченского, ведь у нас разные языки. Хотя, я уверен, если я здесь начну материться на чеченском, поймут меня все.

    • абдул малик

      субханаЛЛАХ! АЛЛАХ в коране говорит что он создал адама! ты из за своих национальных амбиций утверждаеш что его небыло))).кому ты думаеш мы поверим?твой слова выводят из ислама,в подтверждение привожу тебе самый достоверный источник, а не глиняную табличку.

      «Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все [они] уверовали в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания и в Его посланников. [Они говорят]: «Не делаем мы различий меж [кем бы то ни было] из посланников Его». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Прости, Господь наш, к Тебе [предстоит вернуться][5]!»» (2:285).
      принеси покаяние орстхо пока не поздно

    • абдул малик

      орстхо(Упоминание об АДАМЕ—Чистый вымысел! Не было Адама. Были Удамаш—люди),
      АЛЛАХ в коране говорит что ОН создал адама,как думаеш кому мы поверим?АЛЛАХУ или глинянной табличке))) твой слова выводят из религий.таубу тебе надо сделать брат!

  12. Оарстхо

    Вежарий, дехар да шоаг ма дувцит шоай къамах доацар. Шоаг сагу г1алг1ай къам дац аьллач, цунг йух дар ал ца г1ерташ, хьай ****** ца бейаш йахийтт хьа почт аьллач даьннад шоан из.

  13. Цоринец, если англичане- это народ, то американцы – это сброд, такого народа по сути нет. Поэтому не в пример ставитъ данное к нам, ваинахам.
    Мы всего лишъ братские народы, но не один народ. Зато как мусулъмане, или скажем, между нами- как ваинахи- мы едины.
    Ингуши и чеченцы должны иметъ собственные республики. Бытъ братъями, и дружитъ, но не бытъ одним народом в однои республике.

    • Г1алг1а

      Инг, это твое мнение и я ничего к такому мнению не имею, но и ты тоже и другие тоже должны относится к моему мнению с уважением, нравится тебе или нет.
      Вот например, что ты скажешь на счет того, что баталхаджинцы не считают себя ингушами? Хотя они, по сути ингуши, признают они этого или нет, но они имеют с нами одну кровь и язык. Тоже самое признаем мы ингуши и чеченцы себя одним народом или нет, любим мы друг друга или нет, но у нас больше общего нежели различного и это факт. Ты же, конечно, имеешь право абсолютно не соглашаться с этим.

      • Не смешите людей. “Батал-хаджинцы” отдельный народ??? Истинные арийцы,характер “нордический”,приближенные к народам Кунт-Хаджи, Ойди-мюридам и к тарикату Нахш-Банди. Язык межпланетный. Я как выходец из Таргима, откуда пошло самоназвание Ингушей” Г1алг1а”,плевать хотел на тех, кто хочет в угоду своим тупым амбициям расколоть ингушский народ Г1алг1а1 на мелкие группки.Всем скатертью дорога. Жили без вас,жили с вами и будем жить без вас!! И не заметим.

  14. Кто не согласен с тем, что русский народ является нам братским народом ?

  15. Нохчмахкахо

    Ассаламу 1алайкум сон хьоме Г1алг1а-Вежри!
    Приведу пару примеров на всякий случай, кто-то задумается, кто-то пропустит мимо ушей.

    1. Бацой (бацби) нахское племя когда-то бывший единым с чеченцами и ингушами народом. И где они сегодня? Из 100% населения даже 10% незнают родного языка, почти на 99% являются христианами, мы их потеряли окончательно, и за сотни лет нет никакого прироста всего 2500 население у них.
    2. Мы все и ингуши и чеченцы и к месту и не к месте кичимся т.н. дикой дивизией, а если подумать то это одна из позорных страниц нашей истории, воевали с единоверцами турками ради белого царя угнетавшего наш народ… это те же омоновцы и полицейские которые сегодня занимаются внесудебными распрями внутри наших республик, это те же самые кто сегодня стоит за похишениями и убийствами наших с вами братьев и сестер…

    • Г1алг1а

      Ва алейкум ассалам ва рохьматуллах1 ва баракатух1. Хотим вайнахи этого или нет, но в будущем вайнахи столкнутся с такой исторической необходимостью как объединение. А то, что среди ингушей и чеченцев есть противники объединения – это вполне нормально естественное явление. Но это не значит, что я сторонник объединения вайнахов под руководством Кадыров. Ни за что!

      • Нохчмахкахо

        Са ваш, вопрос об объединении чеченцев и ингушей в одну административно-территоральную еденицу не стоит, да и юридически это невозможно сегодня, ибо де-юре Чеченская Республика Ичкерия суверенное государство временно находяшееся под оккупацией…
        Вопрос в отрицании очевидного факта принадлежности ингушей и чеченцев к одной этнической группе, проше говоря отрицаюшие тот факт, что чеченцы и ингуши разделенный нашими врагами единный народ…
        Они никогда не приведут объективные доказательства подтверждаюшие что чеченцы и ингуши разные два народа, будет много разных и пустых букв, но не будет фактов…

    • Позор это сегодняшняя кадыровская пехота, которая сделала со своим народом то,что не сделали с чеченцами даже Ермолов и Сталин. А дикая дивизия гордость ингушей,ведь они не были предателями своего народа в отличии от некоторых.

  16. Г1алг1а

    Я скажу вам одно, ингуши и чеченцы в неком будущем в любом случае объединятся т.к. это историческая закономерность. Многие современные народы, например, немцы, англичане, и т.д. тоже как и вайнахи представляли в прошлом множество родственных друг другу племен, которые не считали себя единым народом и, даже в некоторых случаях враждовали друг с другом. Так и современные вайнахи, которые стремительно увеличиваются в численности но при этом занимают малые территории, а закономерность такова при малых территориях численно увеличивающиеся родственные племена и народности сталкиваются перед такой важной исторической необходимости как объединится в единый народ и единое государство.

    • Я против объединения. И многие ингуши, уверен, тоже. Уже было такое объединение, это уже прошлое. Другое дело, если в будущем Кавказ будет объединён в Шариате, это другое дело, но делатъ объединение двум ваинахским народам чтобы как бы статъ одним народом – глупо, даже болъше,- неприемлимо. В любом случае, при обычном объединении одна из сторон каждыи раз в тех или иных ситуациях будет тянутъ одеяло на себя. Так было ранъше, и будет тепеъ. У каждого свои дом, и на этом рады.

    • А насчёт увеличения численности ингушеи, или ваинахов, то ответ то прост- однажды, ИншаАллах Пригородныи вернется в лоно ингушеи. Территория нашеи республики станет болъше. Вот и расселимся. Нам не нужны никакие объединения с Чечнёи.

    • Никогда ингуши и чеченцы не объединятся. Присоединить насильно к друг-другу, да, могут не спросив народы, как это было при коммунистах. Но осознанно и добровольно не объединятся. И как только власть пошатнется на примере СССР,то снова распадутся на республики. История это показала не раз. Даже сто, двести лет назад ингуши и чеченцы не хотели объединения,хотя запросто могли жить вместе. А то,что нас русские исскуственно разделили это полный бред. Доказательтвом тому сегодня свидетельствует то, что сами ингуши не хотят возвращатся назад в Чечено-Ингушетию,при всем желании кремля и их шестёрок в лице кадыровых и т.д… мы два разных но братских народа. Мы как Россия и Украина разные,но во многом схожие. Сегодня никто не сможет объединить укранцев и русских,так и нас с нохчи. И боюсь,что через много лет у нас с Чечней будут такие же терки,как у Украины с Россией сегодня.

  17. Орцуев,а как быть с тнми, кто заявляет “со аккхи (свой диалект), мялхи (свой диалект), кей (опять же,свой диалект) и многие из низ не согласятся,что они нохчи,но и не ингуши. Как с этим?)

  18. Чипполино

    1. Правий Берег. Фильм УНА-УНСО о Чечне.
    http://www.youtube.com/watch?v=DhkbGHIKZDo

    Дудаев рассказал за что русские воевали в чечне
    http://www.youtube.com/watch?v=nBrnaIyf_wg

    3.”Новый Год” Лагерь беженцев. Чечня
    http://www.youtube.com/watch?v=cPlrpY8c4g4

    4. War in Russia ! Новогодний штурм Грозного 23 12 1994 года война ! (одна ночная стрельба)
    http://www.youtube.com/watch?v=8BaH-FZLH40

    5. Грозный-1995 (2 тыс. рус. пленных)
    http://www.youtube.com/watch?v=2Q9tiFvA4IA

    6. 60 часов майкопской бригады
    http://www.youtube.com/watch?v=dd9fw5mc0ew

    7. Грозный, Июнь 1994 года.
    http://www.youtube.com/watch?v=mYffiU-pUVE

  19. Кто не согласен с тем, что русский народ является нам братским народом ?

  20. Ты неизвестный, не суди по себе , может тебя никто и не замечает в этом мире. У Ингуши всегда были Къунахий, и никогда Ингуши не перед кем не преклонялись, ради своей выгоды. Исчезни из нашей жизни, ты продовец кортошки и морковки.

  21. Болтать можно каждый день,что мы братья чеченцами не братья,братья по вере. Кто себя считает Войнахом он Войнах,а Войнахи один народ!!! Сегодня Цечой тайп собрался в Али-Юрте,там были люди из чечни,разговаривали по чеченскому языку.В общем они Оарстхой тейп. Это еще раз доказывает,что мы Войнахи,что мы один народ. Нас просто разделили,чтоб легче контролировать нас. Я сам против создать чечено-ингушетию, но буду с двумя руками ЗА, если убрать два термина:ЧЕЧЕН,ИНГУШ,(Этот два термина нам дали Русские)и создать единую ВАЙНАХСКУЮ Республику!

    • Ма ша Аллах джазака Аллахьу хайран брат

    • Никогда яхь йол чеченец не откажется от названия нохчи и так же не откажется яхь йол ингуш от названия г1алг1а. Отказываются такие как баталхаджинцы и ущербные ассимилировавшиеся полукровки. Так как им и так терять нечего.

    • Названия чечен ингуш нам дали русские,а г1алг1а и нохчо нам дали наши предки. И откажется от них как правило полукровка с нечистыми корнями.

      • Мика, ты прав. Разумно мыслишъ.

        Все мы пошли от Адама, как тут выше писали. Все народы мира одно целое. Но так как исторически мы г1алг1а, ими и будем оставатъся.

      • Некогда бывший депутат неоткажется что он депутат,некогда человек с именем Иван неоткажется от имени Иван некогда бывший боец смешанных единоборств нескажет что он там участвовал ;)логика утебя мика женская))))

    • Абдулла Нохчо

      Аллах реза хила хьуна воша!

  22. Автор реально гонит)))

  23. МалгоБек

    Оартсхо, у тебя есть какие- нибудь статьи или собственные умозаключения на счет истории нашего народа? Нам, читателям , очень интересен ход твоих мыслей. Может время, за которое ты упоминаешь, уже настало?)) Как с тобой связаться ?

  24. Любые проявления фашизма, то есть любые попытки ставить свой народ выше другого народа — противоречат Исламу и современной человеческой культуре. А «учёных» коньюктурщиков, готовых выдать любой нужный «научный результат» всегда было и будет. Нам прежде всего желательно оставаться ЛЮДЬМИ, а потом ингушами …

    • Ахмед а ты не поленисъ, заиди на чеченские форумы, и глянъ сколъко там нацизма и фашизма, после этого написанное тут покажется тебе детским лепетом.
      Такие как ты пытаются всегда своих ингушеи укоритъ в чем то, даже в мелочи, или в чем-то незначителъном, а чеченцам с определенных форумов которые являются реалъными нациками слабо сказатъ , слабо указатъ на их пещерную сущностъ ? Я сам против нацизма, но за свою землю и народ. Даи Аллах моему ингушскому народу мира и процветания. Амин.
      Потом, мы тут не занимаемся фашисткими делами, а лишъ поддерживаем свою республику, ее целостносъ и народ. А ты сrрaзу заявляешъ нам о фашизме. Не к месту просто.
      Споритъ болъше не буду на эту тему, всем понятна моя позиция и позиция настоящих Г1алг1аи по вопросу об объединении, и целостности Ингушетии, поэтому сварачиваюсъ.

      • Каждый брат должен жить в своем доме, я против объединения. Г1алг1ай вей мохк лорбелаж, вейг кха бац шоан кха мохк ер ца1 марка, родиной мы не торгуем, Нохчи вей вежари ба, амма вех вей мохк хал без вей нах дале!

  25. У чеченцев к сожалению кроме царя всея Чечни Кадырова на сегодняшний день нет ничего стоящего. Да и он не вечен.
    Что касается “единства” вашего народа,то оно пока держится на страхе кнута Ромы.
    Ну а так,слово “чеченец” собирательного значения, в него входят: аккинцы, мялхистинцы, ч1аберлой, кей, хильдехарой, арстхой, ну и собственно сами нохчий. Последние говорят на своём наречии, в то время как остальные вышеперечисленные народы говорят на языке близком к ингушскому.
    Так что, прежде чем обсуждать чужую соринку в глазу,не пора ли вам задуматься о своем бревне в одном веселом месте?

  26. Мага, отдыхаи, наша республика Г1алг1аиче была, естъ и ИншаАллах будет. Никаких с вами объединении.
    Г1алг1аиче- люблю тебя, мои краи !!!!!

  27. Ибрагим

    В каждом районе бывают у людей свои отличия в поведении и т д. Не надо тут умничать и раскалывать вайнахов. Один факт перечеркивает всю вашу статейку, когда ингуш и чеченец встречаются им в голову не приходит общаться по русский.

  28. Мальцагов - Нохчмахкахой

    “Всё перечисленное не делает кого-то лучше или хуже. ” какое лицемерие)

  29. ИншаАллах1, мы разные народы. и никогда не были одним народом и не будем. ингуш не чечен. чечен не ингуш. чем дальше мы будем тем больше будет разницы между нами. вообще не надо общаться с чеченами. и если общаешься то только на русском языке.

  30. Хватит нас делить в угоду нашим врагам. Вам не надоело делиться по теипам, кланам, вирдам, проихождениям и т.д. и т.п. План кафиров “разделяй и властвуй” работает.

    Мусульмане едины и как сказал наш Пророк с.а.с “нет преимущества араба над неарабом, кроме как богобоязненностью”.

  31. Мужухоев

    Ас саламу алейкум.Большая просьба не писать всякие гадости большинство ингушей и чеченцев имеют одно происхождение одни тайпы да есть и в Ингушетии и в Чечне не чистые вайнахи которых наши предки приняли.Вай ца1 кьам да Дал мукхлахь.

  32. кистинец

    Ма пал ба аш бувцарг. 😛

    доц хьекъалиш дийцуш дик хет шун!

  33. Абдулла Нохчо

    Я с автором только в одном отчасти согласен – это то, что среди чеченцев с конца 18 века идут центростремительные процессы по объединению различных нахоязычных племён в один народ. Идею можно было бы развить в серьёзной научной статье, но к сожалению автор дальше ушел в какие-то нацисткие дебри.

    В целом, статья ни о чём. Автор видимо не понимает, что литературный чеченский язык – это тоже один из диалектов чеченского языка(конкретно – плоскостной), выбранный в качестве литературного из-за распространённости, а затем подвергнутый некоторой систематизации. Сами чеченцы на чисто литературном практически не говорят – как правило каждый говорит на своём диалекте.

    Второе – то, что чеченцы искусственно созданная нация вообще бред и подчёркивает то, что автор явно предвзято относится к чеченцам(видимо, провокатор). Термин “чеченцы” да, введён русскими, но сами чеченцы на своём языке себя так не называют – они называют себя “нохчи” или “нахчи”(в зависимости от диалекта). Этноним “нахчи” в свою очередь более древний чем этноним “ингуш”, “г1алг1ай”, “чеченец” и приходит аж из Шумера(означает “землепашцы” в противовес кочевым народам). А вот слово приставку “г1ал” к именам племён и народов чеченцы добавляли если те жили в укрепленных селениях “г1ал-г1аски”(казаки досл. “огородившиеся русские”), “г1ал-г1ай”(ингуши), “галай”(чеченский тейп). Учитывая, что ингуши действительно жили в сети укреплённых селений на границе с враждебными им казаками, осетинами, русскими и не совсем дружественными кабардинцами, то появление этнонима “г1алг1ай” примерно вписывается в 300-400 лет. Ну максимум это 500 лет – не более того. Тогда как термин “нахчи” идёт из Шумера и мы повсюду встречаем этот термин на пути маршрута древних нахов с Шама на Кавказ – Нахчерия, Нахичевань, нахчматьяне. Те же скифы-пахари на вайнахский переводится как “нахчи”(нахчи – пахари, землепашцы). Сами ингуши, как и чеченцы, называют своих достойных людей “нах”, в противовес недостойным (“лай”). Лаудаев упоминает, что в 19 веке ингуши себя ещё именовали “нахчи”. Да и сам факт того, что ингуши гомогенны(90% имеют одну гаплогруппу) и малочисленны(около 400 тысяч человек) говорит о молодости этого народа, ибо чем древнее народ, тем более он гетерогенный

    В общем, как ни крути, а ингуши не убегут от того факта, что они субэтнос(а не этнос) тех же нахчинцев, которым просто за 200 лет внушили, что они отдельный этнос. Почему ингушей это унижает, я не пойму.

    Это же вам же, ингушам не выгодно – вы даёте прецедент на дальнейшее дробление собственного народа – завтра орстхой заявят, что они не ингуши и отдельный народ(и поверьте, найдут для этого немало исторических обоснований), сегодня уже батал-хаджинцы заявляют, что они не ингуши и т.п.

    Напротив, нужно стремиться объединить все нахоязычные народы в один единый народ и самое подходящее название для этого общего народа – нахчи или нохчи. Унижать это ингушей не должно – раньше ч1еберлоевцы тоже не признавали себя чеченцами, а сейчас признают, хотя их язык отличается и от литературного чеченского намного сильнее чем ингушский. Ингушский язык чеченцы понимают без переводчика, а вот ч1еберлоевский диалект вообще не понимают. Обычаи и менталитет у ч1еберлой тоже отличаются от основной массы чеченцев, но они полностью признают себя чеченцами и гордятся этим. Так же чеченские орстхой – они в прошлом были отдельным народом(карабулаками) и их не считали ни чеченцами, ни ингушами. Ингуши даже воевали с карабулаками и это зафиксировано в документе 1810 года. Однако сегодня большая часть орстхой считают себя нохчи и наглядный пример – Джохар Дудаев. Он гордился тем, что он – чеченец, как этим гордятся сегодня все чеченские орстхой.

    • Яковлев Н. Ф., «К вопросу об общем наименовании родственных народов. Чеченцы и ингуши», 1928г.

      «Когда же сложились чеченцы как национальность?

      Со второй половины XVI века начинается миграция ингушских племен из нагорной полосы на теперешнюю чеченскую плоскость, причем одним из наиболее ранних выходцев на плоскость из всех вайнахов следует считать карабулаков или арштхойцев, полукочевников – скотоводов.

      Эта эмиграция вытеснила гребенских казаков с места их первоначального поселения по реке Сунже – за Терек.

      Многочисленные нагорные племена из Нашаха, с верховьев Аргуна и из Чаберлоя вновь перемешались на плоскости, подпали под влияние соседних плоскостных культур (русской, кабардинской, ногайской, кумыцкой и калмыцкой) и дали в результате новую культурную область с новыми центрами, в которых сформировались новая культура и новый язык – чеченский».

      • Абдулла Нохчо

        Ты ещё цитаты Ермолова привёл бы

        • А что Ермолов? Ермолова многие чеченцы очень охотно цитируют, когда он пишет про “самый непокорный народ” и т.д.

          Что касается происхождения, и наука, и чеченские тептары подтверждают происхождение чеченцев, как ты сам ранее правильно отметил, из Нахчевана (совр. Нахичевань), а не Шама.

      • Абдулла Нохчо

        Яковлев был казаком и как все казаки ненавидели нохчи. Вообще русские “ученые” всячески пытались нас сделать пришлыми, объявляя то потомками казаков, то хазар то ещё кого-то. Они не признавали наше древнее происхождение и высмеивали упоминание в чеченских тептарах о нашем происхождении из Шама. Благо, современная наука подтвердила наше происхождение.

        Но раз ты так увлёкся чтением русских историков, то почитай и это:

        “Ингуши — народность чеченского племени, населяющая центральную и южную части Сунженского отдела (бывший Ингушевский окр.) Терской обл. и получившая свое название от большого, теперь уже не существующего аула Ангушт или Ингушт в Тарской долине; сами себя И. называют ламур” (Брокгауз и Нефрон)

    • Орстхо

      Во первых, Орстхой не имеют никакого родства с Чеченами. Во вторых Чеченцы воевали против Орстхой а не Ингуши! В третьих, никогда Ингуши не происходили от Чеченцев и тому тот факт насколько вы разные! Учи историю у стариков а не сказочников, как раз у вас их много развелось.

      • Гала̇йн-Чıа̇ж

        Ассала̇м Iалєйкум! Ма̇ршалла ду хьуьвга, Вош!
        Iа йо̇харга вıаьлла аъ Бух болаша Хıам да̇ц хьу̇на, О̇рстхуо-Вош.
        Как карабулакцы не могут иметь никакого родства с чеченцами, если часть карабулакцев сами являются чеченцами?
        Это что за формулировка, и что за утверждение?
        Тебе бы следовало разобраться, что вбирает в себя экзоэтнонимы “чеченцы”, “ингуши”, и “карабулакцы”.
        Ты никак не можешь поставить экзоэтноним “карабулакцы” на одну ступень с “чеченцы” и “ингуши”. “Карабулакцы” — экзоэтноним одного из вайнахских обществ/кланового союза, как и экзоэтнонимы “ичкерийцы”, “галгайцы”, “аккинцы”, “мелхистинцы”, итд., а “чеченцы” и “ингуши” — общие экзоэтнонимы одного и того же разделенного народа, вбирающие в себя все эти вайнахские РАВНЫЕ субэтносы.
        Цудє̇ла, Вош, хьо Тиллам чохь ву хьу̇на, нийса кхи̇йташ ва̇ц хьу̇на хьо кху Хьа̇ллаха.

        ПС:
        Со сєй аъ ву хьу̇на О̇рстхуо, “Чечен” аъ ву хьу̇на со(для официальностей), цхьа Бакъ ду, “Нохчи” йє “Гıалгıа̇” ву йо̇харга ам Бакъ да̇ц со, цхьабола таханала̇ра О̇рстхуой йи, Фаьппий йи, Маьлхий йи, Аьккхий йи, Цхьо̇руой йи, ишатта кхидıа бола “хьє̇къаллиє” Вайна̇х санна. Такой “БАРТ” мне не нужен.
        Если бы мои предки были бы выходцами с территории РИ, тıа̇ккха со “Ингуш” хург вар, хотя, там нету никакой разницы.
        Къо̇мана Вайнє̇х волачуонца цхьана Къо̇маха ву-кх со, до̇цца аьллача.

        Ла̇рамаца

    • Орстхо

      Если бы ты знал историю, то знал бы почему они малочисленны! Просвещаю тебя : Этот народ не покорялся как ты ни Чингизхану ни Тимуру ни Шамилю ни кому! Вечно воевавший народ всегда уменьшался ведь Чингизхан не смог при первом сражении покарить Ингушей и на второй атаке покарив весь Кавказ и вас нохчи только после сжег Магас! Почему в дневнике Чингизхана нет ни слова о тебе ? А на счет башен и когда они появились то не сравнивай времена и века себе в выгоду не путай хамсу с рамсой! – будешь знать!

    • Орстхо

      А на счет нас Орстхой то если мы потребуем свои земли то и тебе придется отпустить почти всю Чечню! Ты об этом думай и не старайся объединиться с Ингушами чтобы завтра восстать против Орстхой! Я вижу ты недоучка в таком возрасте еще а все свои лживые басни копируешь от неизвестных лживых авторов да еще и утверждаешь недоказанное еще! Есть два предположения происхождения Ингушей и Чеченцев: 1.Это от Ноя. 2.Союз племен. Я больше верю первому потому что спокон веков старики нам передавали это. У Ноя было три сына один из которых умер по неизвестной причине и звали его Хьам. Ноя очень расстроило его смерть и с тех пор у нас появилось выражение “хьам баьнаб”! От двух других сыновей а точнее братьев произошли два народа твой и Ингушский!

  34. Орстхо

    Аллах, даькъал болб тха бусулб вежарий Г1алг1ай, Нохчий! Амин.

  35. Гала̇йн-Чıа̇ж

    Йєра йа̇зздина вола Саг хьа̇ннаха аъ валиєхьа аъ, Мо̇ттаха дола Хьа̇лла вıаьлла аъ до̇взаш ва̇ц, йє Вайнє̇хан Хиллам бо̇взаш аъ ва̇ц, Нохчий ıо аъ тийıаби̇єша, ЧР-ра Вайна̇хаха “Гıалгıа̇й” ба аъ гıє̇рташа, ша̇ Гıалгıа̇шин Си̇й “єйдо” йо̇хаша, и цхьабола шаьйн “Нохчалла” масса̇рна гиєдо̇лла гıє̇рташа бола, и цхьа “Патриоташ” саннаъ, цьхаı йа̇зздара ма̇ра, хьагуша Хьа̇ллаца.
    Йоьххьийра, “Ингуши” йо̇харга фу ду аъ кхи̇йта ви̇йз, “Чеченцы” йо̇харга фу ду аъ кхи̇йт ви̇йз, Вайна̇х маллаш бу аъ ха̇ ди̇йз, Бакъ дарга лохаш вай далиєхьа.

    Вайнахи — один народ, говорящий на одном вайнахском языке, на какие бы “республики” и “народы” нас не делила Россия.
    “Чеченцы” и “Ингуши” — не эндоэтнонимы (самоназвание) вайнахского народа, и уж точно, не экзоэтнонимы (как нас называют другие народы) отдельно взятых галгайцев (вайн. “Гıалгıа̇й”) и ичкерийцев (вайн. “Нохчий”), которые так стараются привязать их именно к своим субэтносам/обществам.
    “Чеченцем” является вайнах из любого общества или клана, который исторически проживает на территории Чечни, а “Ингушом” — представитель любого общества, исторически проживающий на территории Ингушетии.
    А на территории Чечни и Ингушетии исторически проживают не только ичкерийцы (вайн. “Нохчий”) и галгайцы (вайн. “Гıалгıа̇й”), но и многие другие вайнахские субэтносы:
    аккинцы (вайн. “Аьккхий”)
    мекхистинцы (вайн. “Маьлхий”)
    шатойцы (вайн. “Шувтуой”)
    пешхойцы (вайн. “Пиєшхуой”)
    нашахойцы (вайн. “Нашахуой”)
    карабулакцы (вайн. “О̇рстхуой”)
    цоринцы (вайн. “Цхьо̇руой”)
    чантийцы (вайн. “Чıаьнтий”)
    чинахойцы (вайн. “Чıинахуой”)
    фяппинцы (вайн. “Фаьппий”)
    тирлойцы (вайн. “Тıийруой”)
    мулкойцы (вайн. “Мулкъуой”)
    и многие другие

    Ла̇рамаца.

Leave a Reply

Вы можете оставить комментарий как зарегистрированный пользователь или без регистрации, но в последнем случае ваш ник не может быть закреплен за вами. Комментарии содержащие ненормативную лексику, оскорбления будут удалены. Текст набранный заглавными буквами, слишком длинный комментарий также не пройдут.