Наш WhatsApp номер +447448355330
Dr-Aafia-Siddiqui1

Мусульманки в науке

Число женщин-ученых в исламском мире превышает средние показатели по планете. Однако это количество не переходит в качество, и вклад их в развитие мировой науки практически незаметен, считает консультант по науке и инновационной политике, основатель сайта Muslim-Science.com и Фонда инноваций Пакистана Атар Усама.

Скромное участие женщин в научной работе, особенно в высших эшелонах, является, пожалуй, одной из наиболее стойких и медленно поддающихся изменениям характеристик сегодняшнего ученого мира.

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

С первого взгляда на статистические данные вырисовывается довольно интересная, хотя и не вполне отражающая истинное положение вещей картина.

Например, по данным доклада за 2012 год об участии женщин в научных исследованиях, составленного турецким Центром статистики, экономики, социальных исследований и обучения для исламских стран, положение в государствах Организации Исламской конференции сложилось далеко не безвыходное.

33 процентов ученых-исследователей в странах ОИК являются женщинами – выше среднемировых 30,3 процента и 25,7 процента в развитых странах.

Получается, что в мусульманских странах вовлеченность женщин в науку в среднем выше, чем в Европейском Союзе и многих развитых азиатских странах, таких как Япония, Сингапур и Южная Корея.

 

Количество должно перейти в качество

Но эти обнадеживающие цифры отражают только половину всей картины. На самом деле подавляющее большинство женщин, занимающихся наукой в странах-членах ОИК, даже и не мечтают о научной карьере.

«ОИК представляет собой одну пятую часть населения мира и более одной четвертой части развивающегося мира. Первым божественным посланием ислама было «читай». Но в некоторых странах региона неграмотны более половины взрослого населения, и более 70 процентов женщин», – говорится в опубликованном в 2005 году отчете ЮНЕСКО.

Кроме того, это «выше среднего» с количественной точки зрения участие в науке вовсе не подразумевает соответственно высоких результатов. Всего лишь две Нобелевские премии были присуждены ученым из стран-членов ОИК – и оба они были мужчинами.

Столь разительное несоответствие наводит на мысль, что, хотя во многих мусульманских странах женщин-ученых больше, чем на развитом Западе, трудятся они в основном на низших уровнях, редко достигая руководящих постов и добиваясь научного престижа.

В этом плане интересно сравнить недавно опубликованные рейтинги самых влиятельных женщин в Британии и в арабском мире. Представленный в популярной программе Би-би-си «Женский час» список 100 самых влиятельных женщин страны включает целый ряд ученых и профессоров, причем три из них входят в первую двадцатку.

Аналогичный список 100 самых влиятельных арабских женщин может похвастаться всего лишь пятью учеными, и ни одна из них в первую двадцатку не входит.

Конечно, ситуация далеко не равнозначная по всему исламскому миру. Есть страны, такие как Иордания, Малайзия и Турция, где женщины-ученые занимают высокие должности и добиваются значительной известности. Есть и немало других, например, Бангладеш, Египет и Пакистан, где женщинам создаются довольно благоприятные условия для занятий научной деятельностью, хотя определенные социальные препятствия все же существуют.

Даже Саудовская Аравия – пожалуй, одна из самых консервативных стран в мире – где доля женщин в науке составляет менее пяти процентов, похоже, претерпевает значительные изменения. Три из пяти ученых в списке 100 самых влиятельных арабских женщин были саудийками.

 

Примеры есть, их нужно лишь пропагандировать

Эти различия внутри стран-членов ОИК могут быть связаны скорее с культурными, чем с религиозными нормами, а также с различными темпами происходящих в их обществах перемен.

Но даже в этих странах не хватает известных женщин-ученых, а в подавляющем большинстве мусульманских стран они и вовсе не видны.

Многим странам ОИК следует поучиться друг у друга. Их организации и движения женщин-ученых должны пропагандировать по всему исламскому миру вдохновляющие образцы для подражания, пробуждая в мусульманках веру в свои силы и интерес к науке.

Некоторые женщины уже активно работают в этом направлении. Например, Нукет Йетис, возглавлявшая весьма успешно до недавнего времени Совет по научным и технологическим исследованиям Турции – вероятно, одна из самых заметных женщин в сфере науки в исламском мире. Достойный образец для подражания представляет и Хайят Синди, основательница открытого в прошлом году в Саудовской Аравии Института инноваций i2.

В Пакистане можно отметить Санию Ништар, основателя и президента неправительственной организации Heartfile, ратующей за реформу здравоохранения в стране.

Панарабские региональные стипендии, учрежденные в 2010 году компанией Л’Ореаль и ЮНЕСКО для выявления молодых женщин-ученых, стали еще одним шагом в правильном направлении. Однако этот материальный стимул позволяет лишь обнаружить таланты, а не признать их достижения.

На самом деле, принимаемые меры должны простираться гораздо дальше и глубже, чтобы произошли действительно заметные изменения. И в этом направлении организациям женщин-ученых исламского мира предстоит еще длинный путь.

Оригинал статьи: Islam Analysis: The ‘women in science’ movement has a long way to go

Перевод: Medina-center.ru

Dr-Aafia-Siddiqui1

На фото: всемирно известный учёный – нейробиолог Аафия Сиддики (Aafia Siddiqui), 1972 г.р. Обладатель 144-х почётных званий и свидетельств, выданных различными институтами мира по неврологии. Аафия – единственный в мире невролог, имеющий звание почётного доктора философии Гарвардского университета, микробиолог, хафиз Корана, алим, самый высококвалифицированный специалист в своей области, была похищена вместе со своими тремя детьми ФБР США в Карачи при соучастии пакистанских спецслужб. В 2010 году её приговорили к 86-ти годам лишения свободы в США.

Организация Amnesty International считает несправедливыми действия американских властей в отношении ученой. Четверо британских членов парламента назвали суд трагической ошибкой американского правосудия и потребовали немедленного освобождения Сиддики. Многие из ее сторонников, включая ряд международных организаций по правам человека, утверждают, что Сиддики не имела ничего общего с “экстремистской” деятельностью, и что она и ее маленькие дети были незаконно схвачены и подверглись допросам и пыткам со стороны либо пакистанской разведки, либо американских властей, либо и тех, и других вместе, во время своего пятилетнего исчезновения.

Правительства США и Пакистана отрицают все обвинения.

Более подробная информация о докторе Аафии Сиддики в материале британской журналистки Ивонна Ридли (Yvonne Ridley)

ГIалгIайче

4 comments

  1. Мыслитель

    Будь это ученая радикальной иудейкой призывающая добавлять кровь детей в свои религиозные пирожки, ее наверняка не осудили бы за экстремизм, а дали бы нобелевскую премию за вклад в мировую науку

    Как же несправедлив их мир, и как же мусульмане упустили справедливость, первенство и величие из-за своих амбиций, тщеславия и других грехов

  2. careful observer

    АллахIас гIо-новкъостол долд цун а, вайна а. АллахIас ар йоаккхийла из набахтер бусулб дегаж, кульгаш цани

  3. Жаль что о такой умнице так мало известно. Да позаботится о ней Всевышний, защитит и даст великий успех

  4. Дал кераст балаьгI кIалхар йоаккхийла из. Хал хет чоагI

Leave a Reply

Вы можете оставить комментарий как зарегистрированный пользователь или без регистрации, но в последнем случае ваш ник не может быть закреплен за вами. Комментарии содержащие ненормативную лексику, оскорбления будут удалены. Текст набранный заглавными буквами, слишком длинный комментарий также не пройдут.